Народный артист Беларуси Виктор Манаев: «Люблю все свои роли»


Размер шрифта: А А А

Об отношении к «Ревизору», любви зрителей, эмоциях на сцене и отношении к христианским ценностям народный артист Беларуси Виктор Манаев рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».

В его творческой копилке дипломы международных фестивалей, государственные премии СССР и Республики Беларусь. А недавно Виктор Манаев получил Национальную театральную премию за лучшую мужскую роль в «Ревизоре» и специальную премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства за высокое профессиональное мастерство и создание острохарактерных образов в спектаклях «Ревизор» и «Школа налогоплательщиков», которые идут на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы.

— Виктор Сергеевич, поздравляю вас с наградами. В очередной раз ваше мастерство высоко оценили и поклонники, и коллеги, и чиновники. Каких усилий стоят такие достижения?

— Сложно пережить все эти торжественные церемонии (смеется). Работать гораздо проще. Главное — делать свое дело честно, с любовью. Вот как моя мама. Она мясо продавала так великолепно, что ее тоже государство наградило. Как говорят, нужно делать не как для людей, а как для Бога. Его обмануть невозможно. Еще в христианстве учат: ничего не делай из тщеславия, корысти. Поэтому стараюсь не думать о наградах.

— Но самую ценную назовете?

— Любовь зрителей, правда. В ГУМе покупаю что-то в кожгалантерее, готовлю мелочь, а продавец мне: «А автограф можно? Я столько раз была на «Пинской шляхте»!» Я всегда смущаюсь в таких ситуациях, но это хорошо, что люди ходят в театр, даже по несколько раз. Это и есть награда. Однажды мама лежала в больнице, и я услышал, как врачи между собой говорили: «Можно я буду лечить маму артиста Манаева?» Подумал тогда: какая у меня хорошая профессия. Благодарность зрителей очень ценю.

— Роль Городничего в «Ревизоре» далась вам легко?

— Нет, конечно. У меня в основном герои трогательные, несчастненькие, добрые. Хотя Крючков в «Пинской шляхте» тот еще жук! В «Ревизоре» не хотел быть похожим на других актеров, которые играли эту роль ранее. Решил по-человечески взглянуть на Городничего, представить его чувства. Он уже почти в облаках, когда Хлестаков пообещал жениться на его дочке, мечтает о высоких должностях, и вдруг все оказывается обманом. Представляете, как больно ему падать! У него-то вся жизнь построена на том, чтобы получить награду. Текст Гоголя потрясающий. Это большое счастье для артиста.

— Вы играете очень эмоционально, энергично. После спектакля не чувствуете себя опустошенным?

— Опустошенным — нет, но физическая усталость есть. Там ведь много монологов, порой даже некогда набрать дыхание. После спектакля всегда анализирую, как все прошло, и стараюсь отдохнуть, поблагодарить Бога за то, что дает силы.

— «Ревизор» не теряет актуальности уже два столетия. Как вы считаете, недобросовестные чиновники всегда будут?

— Дело не в чиновниках, а в человеческой природе. В христианстве говорят, что в нас живет семя тли. В человеке всегда борются добро и зло, все зависит от нашего выбора. Тяжело быть у власти и оставаться чистым, там больше искушений. Поэтому важно было не одеть купаловских персонажей в костюмы царской России. В школе нас учили, что плохие чиновники были при царском режиме. В советские времена никто не мог сказать о них дурно. В нашем спектакле нет отсылки к определенному времени. Классика всегда актуальна, потому что она про душу человеческую.

— Вы много говорите о христианских ценностях. Веруете?

— Да-да, слава Богу. Мне кажется, если человек размышляет, то как к этому не прийти? Трудно представить, что в результате какого-то большого взрыва образовались Земля, человек с его чувствами, эмоциями, что все это сочетание атомов и молекул.

— Ваш путь на сцену, к славе был тернистым?

— О сцене не мечтал, хотя с детства занимался в самодеятельности. Как-то все само собой сложилось. Не выбирал ни профессию, ни Купаловский театр. Вы, наверное, знаете, что в театральный институт сразу не поступил, но зато попал в кукольный театр. Потом режиссер Андрей Федорович Андросик, мой педагог в институте, где я позже все-таки учился, просто за руку привел меня в Купаловский. Здесь и служу уже почти 40 лет. Мне нравится моя работа, я счастлив в театре. Если есть какие-то трудности, то понимаешь, что это твоя жизнь и их нужно преодолевать.

— Какие из ролей вам наиболее близки и интересны?

— Люблю все свои роли. Их мы создавали с Николаем Пинигиным (художественный руководитель Купаловского театра. — Прим. авт.). Они все разные, в этом и прелесть. Пранцись Пустаревич в «Павлинке», Петр Сорин в «Чайке», Эмиль Фромантель в «Школе налогоплательщиков». В «Кабаре» разыгрываю анекдоты с Олегом Гарбузом… Для меня самый важный — предстоящий спектакль, к которому нужно готовиться.

— Настраиваетесь перед выступлением? Повторяете роль?

— Конечно, особенно если она большая. Сейчас тексты пьес можно загрузить в гаджеты, но я люблю переписать свою роль в блокнот и в ходе репетиций делать какие-то пометки. При необходимости просматриваю и повторяю. Перед спектаклем мне нужно настроиться, сосредоточиться и отдохнуть. Как минимум за 45 минут до выхода на сцену отключаю телефон и пытаюсь уснуть.

— В прошлом году вы отметили 60-летие. В одном интервью говорили, что последние 10 лет пролетели быстрее, чем предыдущие 50. С чем это связано?

— Ученые отмечают, что сейчас время закручивается, как спираль, все происходит гораздо быстрее. Многие люди сталкиваются с тем, что не успевают сделать за день то, что делали раньше. К тому же сейчас очень много искушений, ворующих время. Кажется, зайдешь в «Фейсбук» на пару минут, а просидишь полчаса. Последнее десятилетие проскочило, как 3 года. Вроде и занятость обыкновенная, хотя в молодости ролей было больше. Молодые актеры более востребованы, чем люди зрелого возраста. Время бежит, и это накладывает на нас ответственность за каждый прожитый час, каждую минуту. Потом на небесном суде спросят: что успел сделать? Не скажешь же, что на диванчике лежал и в гаджетах зависал.

— Вы активны в социальных сетях?

— Нет. Стараюсь быть очень осторожным. Иногда лучше не знать какой-то информации. Там все друзьями называются, но их же не может быть сто, двести, тысяча, как у некоторых. Это же девальвация дружбы.

— Знаю, что вы сейчас готовитесь к съемкам фильма. Расскажете подробнее?

— Да, скоро на «Беларусьфильме» начнутся съемки исторической картины «Авантюры Прантиша Вырвича» по роману Людмилы Рублевской. Буду играть гетмана Михаила Радзивилла Рыбоньку. Ответственность большая. Сейчас учусь ездить на лошади и сабельному бою.

— Вы на кастинги ходите?

— Уже нет. Если пригласят на пробы, приду. Раньше пытался попасть в российские сериалы, но как-то с кино особо не сложилось. Я не огорчаюсь. Помимо театра работаю на радио — хорошие музыкальные передачи остались. Также озвучиваю 2-3 мультфильма в год. Недавно подарил свой голос Королю в анимационной ленте «Чертополох». С детства люблю мультфильмы. Да и на телевидение приглашают. Так что, слава Богу, работы хватает.

— Как проводите свободное время?

— Оно редко бывает. Люблю посмотреть хороший фильм по рекомендации, взять в руки книжку. В прошлом году перечитал «Капитанскую дочку» Пушкина. Был в восторге, в школе-то все по-другому воспринимается. Перечитал «Тараса Бульбу» Гоголя, «Братьев Карамазовых» Достоевского. Жду отпуска, чтобы продолжить чтение классики. Люблю путешествовать, но с целью. Вместе со знакомыми священниками несколько раз ездил в Грецию на Святую гору Афон. И святыне поклонишься, и отдохнешь. Перед поездкой всегда стараюсь что-то почитать по теме. Это доставляет радость душе.

— Планы на год строите?

— Нет. Человек предполагает, а Господь располагает.

Фото БелТА и из архива Купаловского театра

Эти новости могут быть вам интересны







Читайте новое за сегодня ↓ или Оставить комментарий

Tutby   Хартия   Lenta   Белорусский Партизан


Посмотрите Курсы Валют на сегодня, Главные новости


тв программа на сегодня